Официальный сайт уфимского храма освященного в честь св. Симеона Верхотурского

 

 

маркированный список

Главная

маркированный список

О храме

маркированный список

События

маркированный список

Иконы

маркированный список

Проповеди

маркированный список

Воскресная школа

маркированный список

Форум

маркированный список

Ссылки

 

 


    ИСТОРИЯ ХРАМА

    Храм Симеона Верхотурского Чудотворца, названный в память самого первого из уральских святых, оставил глубокий след в истории города. Место под церковь было выбрано на верши- не холма - высшей точки в центре нового городского района Северной слободы, в створе новых уфимских улиц - Оренбургской и Самарской. С открытием движения поездов по Самаро-Златоустовской железной дороге в последнее 10-летие XIX века Северная слобода стала активно заселяться.

    Возведённой в 1897-1902 гг. Никольско-вокзальной церкви быстро стало не хватать для густонаселённого большого района. Освящено место под Симеоновский храм в недолгое время уфимского архиерейства епископа Антония (Храповицкого), в будущем отца-основателя Русской Православной Церкви Заграницей, видного идеолога и борца с большевизмом. Закладывал же Симеоновскую церковь другой архиерей - Климент (Берниковский).

    Строился крестово-купольный бревенчатый храм на каменном фундаменте недолго - 1902-03 годы, наибольший вклад сделал известный уфимский ресторатор Д.Е. Кляузников. Главный престол посвящен св. праведн. Симеону Верхотурскому, два боковых - св. Алексию человеку Божию (мирское имя еп. Антония) и св. блгв. кн. Михаилу Тверскому (имя тогдашнего наследника российского престола великого князя Михаила Романова). В достаточно типовой архитектуре деревянного храма обращает на себя внимание почти классический купол на широком восьмерике. Обшита церковь была вагонкой.

    По окончании постройки церковь сразу становится знаменитой. Являясь средоточием жизни большого русского рабочего района, Симеоновская церковь славилась своими монархическими и стойкими православно-патриотическими позициями. Недаром получила она от безбожников звание «самой черносотенной церкви Уфы». Неслучайно в 1926 г. великий уфимский архипастырь и просветитель Андрей (Ухтомский) избирает именно Симеоновскую церковь для своей кафедры. Живёт он в сторожке, и в эту церковь открывается настоящее паломничество верующих уфимцев - духовных чад святителя. Жизнь Симеоновской церкви этого времени овеяна легендами и тайнами. Здесь вл. Андрей, рукополагает «ночных епископов».Несмотря на советский натиск, в мае 1927 г. торжественно поднимают колокола. В октябре 1927 г. в Симеоновской церкви состоялся съезд клира и мирян Уфимской епархии, где принята «Декларация православных староцерковников».

     Десять последних лет настоятелем мятежного храма служил протоиерей Н.А. Кибардин, здесь же служил последние свои годы епископ-новомученик Вениамин (Троицкий). В сентябре 1931 г. власти делают попытку закрыть храм, но следует решительный протест прихода. После репрессий летом 1932 г. закрытие удаётся. Здание было осквернено и приспособлено под учебные мастерские выстроенного рядом техникума. Сначала была снесена колокольня, в послевоенное время - огромный подкупольный барабан. Несколько раз здесь были поджоги.

    Через 58 лет после закрытия. весною 1990 г. Уфимский Историко-Патриотический Собор повёл решительную борьбу против готовящегося сноса храма и строительства на этом месте спорткомплекса с бассейном. Борьба завершилась победой, храм вернули в лоно православия. Но церковные стены, доведённые техникумом до износа, пришлось разобрать своими руками, чтобы вскоре возвести заново.

    Незадолго до разборки на северной стене трапезной чудесным образом явилась удивительная фреска «Воскресение Христово» . В мае 1991 г. она была выпилена (обретена) вместе сучастком стены. В 1991-94 гг.на старом фундаменте возведена новая (также деревянная) Симеоновская церковь стараниями о. Андрея Шлыкова и множества жертвователей. Точность воспроизведения старого храма в задачу не ставилась, по внешнему и внутренне-му виду второй Симеоновский отличается от первого. Колокольня завершается шпилем, в куполе присутствуют почти барочные люкарны и т. д. Круглые брёвна на шкантах заменены брусом квадратного сечения. И только остатки старой кирпичной кладки в подвале напоминают о далёких андреевских временах и страстях, которые здесь бушевали.

Историк Уфимской епархии Егоров П.В.     (Уфимская епархия Русской Православной Церкви, М., 2005)




 

Счетчик посещений

 

По вопросам, связанным с данным веб-сайтом обращайтесь по адресу [avgud@inbox.ru].
© [Симеоновский храм, г. Уфа], 2007. Все права защищены.
Последнее изменение: 14.07.2007.

Hosted by uCoz